Сикстинская Капелла в ВатиканеЭтот блестящий памятник искусства мирового значения имеет долгую историю. К его созданию приложили усилия несколько пап и самые талантливые художники своего времени. Само здание капеллы было построено при папе Сиксте IV во второй половине 1470-х гг. Представляет собой длинное помещение (40 метров в длину, 13 в ширину и 21 в высоту) с окнами на стенах. Самые важные и торжественные церемонии, включая выборы папы, проводились именно здесь.

Украшение интерьера было поручено лучшим мастерам конца Кватроченто (XV века). Росписью стен руководил сам Сандро Ботичелли, а непосредственно работы выполняли такие мастера как Пинтуриккьо, Гирландайо, Перуджино, Россели и Синьорелли. Они выполнили большие картины, проходящие по стенам капеллы в один ряд, а также портреты 24 пап. Если встать лицом к алтарю и фреске Микеланджело «Страшный суд», то слева на стене можно увидеть, начиная от самого алтаря, сцены из жизни Моисея, а справа – из жизни Христа.

В 1533 году папа Климент VII настойчиво пожелал, чтобы Микеланджело выполнил роспись алтарной стены. Фрески «Страшного суда» расписывались уже в 1535-1541 гг. при папе Павле III, и закончена была работа десять лет спустя. Исполинских размеров фреска (площадь около 200 кв. м) передает атмосферу греховности и неотвратимого наказания человечества. Слева возносятся на небеса праведники, справа низвергаются в грешники, где их встречает лодка Харона. Христос изображен грозным судьей, обрушивающим проклятия на грехи и зло. Такой драматический и безысходный настрой был обусловлен падением Рима и разграблением его ландскнехтами Карла V в 1527 году, но безотносительно к суровым реалиям и событиям эпохи. «Страшный Суд» Микеланджело до сихСикстинская Капелла пор считается одной из самых величественных и трагических изображений борьбы духовного и материального, которые когда-либо были созданы человечеством.

В свое время фреску восприняли неоднозначно. Церковь выражала возмущение тем, что практически все фигуры, включая изображения святых, были обнаженными. Претензии особенно усилились при папе Павле IV, который сначала даже хотел уничтожить фреску, но затем лишь потребовал «одеть» святых, что и было поручено Даниеле де Вольтерра, так как Микеланджело отказался переделывать работу. Относительно недавно, в 80-х — начале 90-х гг., в капелле были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы. Фрески руки Микеланджело были очищены от грязи, пыли и копоти, явив миру свой первоначальный вид.