В 1300 году в Падуе была основана капелла Скровегна (также известная как Капелла дель Арена). На этом месте ранее находился огромный римский амфитеатр, фундамент которого был использован для строительства храма.
Первоначальное название капеллы, посвященной Деве Марии, было Церковь Святой Марии Милосердной.
Современная часовня получила свое название от имени богатого падуанского купца Энрико Кровоньи, который пожертвовал крупную сумму денег на строительство церкви.
В 1300 году он купил землю в этом районе и построил там дворец и домашнюю часовню. По одной из версий, это было сделано не в религиозных целях, а для того, чтобы построить церковь во искупление грехов своего отца, который был осужден за ростовщичество.
Строительство церкви и дворца продолжалось около двух лет, и церковь была освящена в 1305 году (в честь Мадонны дельи Карита). Для ее росписи Скровеньи пригласили известного итальянского живописца и архитектора Джотто ди Бондоне.
Церковь Скровеньи изначально планировалась как обычная домашняя церковь для купеческих семей. Так и было в течение первых нескольких лет после ее постройки и освящения. Однако со временем все больше и больше людей хотели увидеть фрески знаменитых мастеров, и в часовне стали собираться прихожане из соседней церкви Джеремитани, что вызвало большое недовольство монахов церкви Джеремитани.
Официальные протесты были даже направлены епископу Падуи, но он разрешил другим прихожанам приходить в часовню.
В 1328 году Энрико Скровегни был изгнан из Падуи за ряд деяний. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (Энрико умер в Венеции) он обязал своих наследников делать ежегодные пожертвования в пользу церкви.
Столетие спустя дворец и часовню приобрела семья Фоскари Градениго, еще одна богатая семья Падуи. После смерти главы семьи церковь на некоторое время пришла в упадок.
В начале 19 века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экклезико Скровеньи, был снесен, но церковь осталась и через 50 лет была куплена муниципалитетом Падуи. Затем, в 19 веке, после реставрации, капелла Скровеньи впервые открыла свои двери для желающих увидеть знаменитые фрески.
Последняя реставрация, проведенная в 2002 году, была связана в основном с восстановлением фресок.
Церковь Капелла дельи Скровеньи представляет собой простую, монокефальную церковь. Ее форма напоминает прямоугольник (высота здания 13 метров, ширина 9 метров и длина 20 метров).
Стены церкви прямые, без архитектурных изысков, полок и ниш. Исключение составляют южная стена с шестью окнами и западный портал. Вся северная стена ровная и гладкая.
При ближайшем рассмотрении верхние поперечные балки, цоколи и лоджии окрашены. Это было сделано специально, чтобы выразить перспективу в гладком, плоском пространстве без ущерба для фресок.
Каждая стена расписана отдельным циклом фресок. Фрески Джотто в капелле Скроне в Падуе изображают моменты из жизни Иисуса и его матери. Они изображают жизнь Девы Марии, ее обручение с Иосифом и момент Благовещения. Верхний свод посвящен циклу “Аллегория пороков и добродетелей”.
В этой капелле впервые на фреске было изображено рождение Христа. До этого тема рождения Христа почему-то не затрагивалась, многие художники предпочитали изображать другие аспекты жизни Спасителя.
Эта фреска радикально отличалась от того, что было написано ранее. Джотто “очеловечил” всех религиозных персонажей и написал фигуры и лица в детальной и реалистичной манере. Впервые персонажи на картинах и фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобрели объем и яркие эмоции.
Впервые фигуры приобрели глубину и тени, а свет и тень стали более выраженными. Изображения больше не были “плоскими”, как прежде, и метод художественного перехода Джотто стал поворотным пунктом для европейской живописи того времени.
Основные цвета фресок – лазурный (очень дорогая краска в то время), оранжевый, желтый, золотой и розовый.
Лучше всего сохранились фрески, написанные в технике “мокрой штукатурки”, где цвета остаются такими же яркими, как и прежде. Однако работы, написанные в технике “сухой фрески”, сохранились хуже: цвета (особенно красный и зеленый) поблекли, а штукатурка в некоторых местах осыпалась.
Стоит отметить, что когда Джотто писал Вифлеемскую звезду, он использовал в качестве исходного материала комету Галлея, которая только что пролетела мимо Земли в 1301 году.
Время работы и цены на билеты
Церковь маленькая и неприметная снаружи, но попасть внутрь не так-то просто. Чтобы посетить Cappella degli Scrovegni, необходимо заранее забронировать место. Это относится к посещению в “высокий сезон”, когда наплыв туристов очень велик. Если вы посетите Падую в низкий сезон, попасть в капеллу будет гораздо проще. Часовню можно посетить:
- Январь-февраль.
- Середина июня – конец июля,
- ноябрь,
- декабрь: 16-24 и 27-31 декабря.
Поэтому, если вы собираетесь посетить Падую и побывать в часовне, вам необходимо учесть этот фактор. Заранее забронируйте даты и время на сайте (онлайн-бронирование должно быть сделано за 24 часа; посещение часовни в день бронирования невозможно).
Время посещения также ограничено: группам туристов разрешается находиться в часовне не более 40 минут. Это включает в себя 15-минутный видеофильм об архитектуре церкви, после чего предоставляется свободное время для осмотра фресок Джотто.
Строгий график посещения обусловлен необходимостью сохранения драгоценных фресок. Благодаря реставрационным работам и особым климатическим условиям в часовне, они сохранились почти в первозданном виде.
Входной билет в капеллу Скровенья стоит 13 евро. В эту стоимость входит посещение капеллы, а также Музея прикладного искусства (Палаццо Цукерман) и музейного комплекса Элемитани.
Стоимость детских билетов снижена до 6 евро (дети от 6 до 17 лет, студенты до 27 лет и люди старше 65 лет).
Дети до пяти лет и инвалиды проходят за символическую плату в размере 1 евро.
В ночное время цена снижается до 8 евро.
Фотографировать в часовне не разрешается. Снимать можно только на камеру мобильного телефона, но вспышка и звук должны быть выключены.