Каменные столбы диаметром 64 метра и высотой 20 метров установлены на квадратном бетонном основании, по 80 метров с каждой стороны, а сверху возвышается холм, похожий на насыпь. Холм был засажен кипарисами, а на вершине была установлена группа мраморных скульптур (император Адриан, правящий Квадригой в образе бога Гелиоса). По словам Иоанна Антиохийского, лошади на колесницах были настолько огромными, что взрослые могли пролезть в их глазные отверстия. Сегодня сохранилась только голова императора, которая хранится в музеях Ватикана.
Квадратное основание мавзолея Адриана было окружено бронзовой решеткой, а колонны были украшены бронзовыми золотыми павлинами. Внешняя сторона была украшена пилястрами с витиеватыми головками колонн, на вершине которых стояли статуи из лучшего мрамора, привезенного со всех концов Римской империи. Темный коридор с узкими воротами и сводами вел в квадратную погребальную камеру. Ее освещало наклонное отверстие в стене, в нише которого находились урны с прахом сменявших друг друга императоров.
Мавзолей должен быть превращен в замок
Стратегическое положение мавзолея Адриана было включено в оборонительный комплекс в конце III века императором Аврелианом, который работал над укреплением обороны Рима от варваров.
В 590 году мавзолей стал называться Кастель Сант-Анджело, это название сохранилось до наших дней. Согласно легенде, во время понтификата Григория Великого ему было видение архангела Михаила, стоящего на вершине замка и держащего в ножнах свой меч. Появление архангела было истолковано как конец страшной чумы, которая долгое время свирепствовала в Риме. В честь этого явления был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.
С 590 года замок Сант-Анджело стал не только частью оборонительного комплекса, но и папским святилищем во время осады Рима. Например, в 1494 году в замке укрылись папа Александр VI из дома Валуа Карл VIII и в 1527 году папа Климент VII из дома Габсбургов Карл V. Стены Леонина имели специальный проходной коридор для безопасного доступа в замок из Ватикана. Поверхность стены была настолько широкой, что по ней свободно могли проезжать кареты. Отдельные залы и комнаты были специально перестроены на случай вынужденного пребывания Папы, а стены украшены фресками. Покинув Рим, Челлини поступил на службу к семье Медичи во Флоренции, где продолжал с большим успехом создавать шедевры. Сегодня на стенах его бывшей камеры сохранилась картина “Воскресший Иисус”, написанная Челлини.
В 1789 году легендарный граф Калиостро также посетил замок Сант-Анджело. Он поселился в Риме, спасаясь от преследований ростовщиков в Англии, но Святая инквизиция, пристально следившая за безбожниками, арестовала графа. Он был обвинен во многих преступлениях, включая ересь, мошенничество и масонство. Именно последний пункт в то время считался самым серьезным преступлением и карался смертью. Следствие длилось два года; в марте 1791 года Калиостро было предложено публичное признание, которое он принял, чтобы избежать казни. Босиком и в черной вуали граф медленно прошел от Кастель Сант-Анджело до церкви Санта-Мария Сопра Минерва, где совершил торжественное покаяние. Калиостро был “помилован” и заключен в крепость Сан-Лео, где ему предстояло провести остаток жизни.
Джордано Бруно, великий ученый и астроном, провел шесть лет в подвале крепости. Его арестовали за ересь, поскольку он поддерживал точку зрения Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Инквизиция потребовала от него отказаться от своих убеждений, но ученый упорно отказывался, и в феврале 1600 года суд объявил Джордано Бруно еретиком и приговорил его к сожжению на костре.
В апреле 1633 года другой известный ученый, Галилео Галилей, был заключен в тюрьму Кастель Сант-Анджело на 18 дней. Галилео Галилей избежал костров инквизиции только благодаря тому, что признал свои убеждения ошибочными и публично покаялся. Его объявили не еретиком, а “сильно подозреваемым в ереси” и приговорили к тюремному заключению, которое Папа “великодушно” заменил на строгий домашний арест. Великий ученый должен был провести остаток своей жизни в уединении. Галилею постоянно угрожали тюремным заключением, если он хоть в малейшей степени нарушит режим. Все его будущие работы и труды подвергались убийственной цензуре.
Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти был очень популярен в Италии и востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году он был ложно обвинен в изготовлении фальшивых золотых монет, арестован и заключен на девять месяцев в тюрьму Кастель Сант-Анджело. Не сумев доказать свою вину, Фиораванти был освобожден, но лишен всех прав и привилегий. Затем царь России Иван III предложил ему переехать в Москву, чтобы жить и работать. Итальянский архитектор построил знаменитый собор Успения Богородицы в Московском Кремле и спроектировал новые стены и башни для Кремля; в 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти принял участие в экспедиции Ивана III в Новгород, где прославился строительством очень полезного корабельного моста. После этого Фиораванти тайно попытался вернуться в Италию, но был схвачен и заключен в тюрьму, пока не выразил намерение снова служить верным.
Из многочисленных узников Кастель Сант-Анджело наибольшей любовью и человеческим состраданием пользовались.
Первый этаж замка Сант-Анджело
Замок начинается с узкого “Двора Искупителя”, над которым возвышается мраморный бюст Христа XV века. Открытый круговой коридор ведет к “Суду приговоренных”, где расстреливали заключенных, приговоренных к смерти. Бывшая часовня Креста продолжается во внутренний двор, где сейчас находится книжный магазин музея.
Большая арка у входа в замок ведет вниз по лестнице к мавзолею Адриана. Широкий коридор ведет в прямоугольный зал с большой полукруглой апсидой, где когда-то стоял колосс Адриана. Из древнего зала гробницы Адриана спиральный туннель с высоким сводом ведет на верхние этажи.
Второй этаж замка Сант-Анджело
Второй этаж замка начинается с Зала урн, где в глубокой арочной нише находятся урны с прахом императора Адриана, его жены Сабины и сына Элио Цезаря. Рядом находятся тюремные камеры, где содержались узники Кастель Сант-Анджело, и Зал правосудия, где приводились в исполнение их смертные приговоры. В этой части замка археологические раскопки обнаружили многочисленные ниши и комнаты, использовавшиеся для хранения стратегических запасов (зерна, масла, фуража) при подготовке к осаде.
Третий этаж замка Святых Ангелов
Поднявшись на третий этаж замка, можно попасть во Двор Ангелов – небольшую площадь, где с 1747 года находится поврежденная каменная статуя ангела, которая когда-то венчала замок Святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в Папскую палату, из которой можно попасть во владения папы Климента VIII. В Папской палате, которую безуспешно реставрировали, есть камин, два портала с гербом папы Климента X и тяжелая дверь в стиле ренессанс. Следующая комната, комната Аполлона, является замечательным примером превращения военной крепости в аристократическую резиденцию: в 1534 году по приказу папы Павла III апартаменты были роскошно отделаны, а стены украшены фресками флорентийского мастера Перино дель Вага, изображающими миф об Аполлоне.
По приказу папы Евгения IV недалеко от папских апартаментов была построена капелла в честь святых Космы и Дамиана, целителей и чудотворцев; в 1450 году папские апартаменты и капелла были соединены переходом с Николаем V. Во время реставрационных работ, порученных Микеланджело Буонарроти, боковые стены капеллы были расписаны. Алтарный образ, изображающий Деву с Младенцем, был создан Рафаэлем да Монтелупо. Далее по коридору находится квартира, состоящая из двух небольших комнат и ванной, где в течение шести месяцев осаждали папу Климента VII. Ванные комнаты сделаны по образцу древних терм и снабжены горячей водой. Великолепные интерьеры (картины и фрески) – работа знаменитых художников Джованни да Уддино и Джулио Романо.
Четвертый этаж замка Святых Ангелов
На четвертом этаже замка находится крытая галерея с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, орнаменты и лепные статуи, которые когда-то украшали гробницу Адриана. Далее находятся комнаты папы Пия IV, лоджия Юлия II, комнаты Павла III и несколько комнат с историческим оружием разных периодов.
Несколько комнат на этом уровне заслуживают особого внимания. Комната Персея с ее позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой небольшой комнате, помимо гобеленов и мебели, можно увидеть такие картины, как “Оплакивание Христа”, написанное в технике феррарской школы, и “Женщина, держащая единорога” Луки Лонги. Следующая комната, “Комната Купидона и Психеи”, названа так благодаря фрескам на стенах на тему мифологической истории Апулея. Здесь находится небольшой алтарь, кровать и картины “Отдых на пути в Египет” Федерико Бароччи, “Несение креста” Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина” был создан в середине XVI века как приемная Павла III Фарнезе и с тех пор использовался для приема послов, уважаемых посетителей и важных гостей. Зал отличается витиеватым и богатым убранством.
Пятый этаж замка Сант-Анджело
На пятом этаже открывается Казначейский зал, который используется для хранения казны и церковных архивов. Вокруг круглой комнаты расположены 12 шкафов из орехового дерева, а в центре – комод из дерева и железа, установленный по приказу папы Сикста V, доступ к которому имел только папа. Небольшой коридор ведет в замковую библиотеку, бывшую когда-то апартаментами Павла III, украшенную фресками, изображающими величие римского императора и католической церкви.
Шестой этаж замка Сант-Анджело
Шестой этаж завершает маршрут экскурсии террасой Ангелов, откуда открывается вид на Тибр и базилику Святого Петра. В левом верхнем углу находится Колокол узников, который сигнализирует о казнях. С террасы можно попасть в Колонный зал и Комнату флагов, где хранятся флаги итальянских пехотных полков.