Три интересных факта делают Арку Константина особенной:
То, что она была построена как последняя триумфальная арка Древнего Рима и сохранилась до наших дней.
Она была построена в честь победы в гражданской войне, а не, как это было принято раньше, против внешнего врага империи.
В строительстве монумента использовались многие художественные украшения из более ранних периодов архитектуры. Эта последняя особенность делает Арку Константина настоящим музеем римской скульптуры, которым можно любоваться под открытым небом.
В честь кого она названа?
Этот древнеримский памятник назван в честь одного из великих правителей империи, Константина (Frauius Valerius Aurelius Constantine), также известного как Константин I или Константин Великий.
Он правил с 306 по 337 год и прославился своими выдающимися деяниями, в основном связанными с христианством. 313. Константин провозгласил свободу религии, начав великую эпоху в духовной жизни не только римлян, но и всех европейских народов. В 330 году нашей эры император провозгласил Новый Рим, сделал греческий город Византий столицей империи и назвал Константинополь в свою честь.
Император принял христианство на смертном одре и до сих пор почитается в христианской церкви как святой, причисленный к лику равноапостольных.
Каким событиям она посвящена?
Арка в честь Константина не связана с каким-либо событием в христианской истории. Арка в честь Константина не имеет отношения ни к одному событию христианской истории. Арка была возведена в 315 году, вскоре после того, как император выиграл войну против своего внутреннего врага Марка Аврелия Валерия Максенция, который вошел в историю как узурпатор и полный тиран.
В этой борьбе за власть особенно важной была битва при Понте Мильвио на Тибре (28 октября 312 года), в которой Константин, поддерживаемый Римской империей, одержал победу. Он триумфально вернулся в Рим, держа в руках отрубленную голову Максенция, который утонул в водах реки во время бегства.
В ознаменование великой победы Константина и в соответствии с древней традицией римский сенат решил возвести грандиозную триумфальную арку.
Где она была построена?
Арка Константина была построена на месте древней триумфальной процессии, соединявшей Палатин и Целий.
Известно, что триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле (Campus Martius), откуда торжественная процессия двигалась к священным границам города. Она прошла через Триумфальную арку, Амфитеатр Флавио и Цирко Массимо, через Форо Романо, по Виа Сакра, к храму Юпитера на холме, где были принесены жертвы в благодарность за победу.
Константин I поспешил возвести триумфальную арку, чтобы отметить десятую годовщину своего правления: работы начались в 312 году и были завершены в 315 году, за короткое время. Последние исследования показывают, что она была построена во время правления Адриана (Публия Аэлия Траяна Адриана), 76-138 годы нашей эры. Быстрота возведения арки Константина объясняется использованием более ранней конструкции со сборным фундаментом.
Архитектура
Огромные размеры и трехпролетная конструкция делают арку Константина монументальным сооружением, но ее пропорции, близкие к закону золотого сечения, гармоничны.
Ее архитектурная структура идентична структуре арки Септимия Северо в Форо Романо, начиная с ее почти квадратной формы, трех сводов, колонн над высоким пьедесталом и заканчивая викторианским стилем в куполе центрального нефа.
Общие размеры арки впечатляют: 21 м в высоту, 25,9 м в ширину и 7,4 м в глубину, с четырьмя коринфскими колоннами из нумидийского желтого мрамора с каждой стороны римского сооружения. Плоскость арки вымощена белым мрамором, часть которого была взята из древних руин.
Пролеты с обеих сторон, вероятно, были добавлены к центральной части существующего сооружения.
Надпись
На аттике арки Константина с южной и северной сторон выбита одна и та же надпись – надпись, первоначально выполненная бронзовыми буквами:
“Сенат и граждане Рима посвятили эту необыкновенную арку императору Цезарю Флавию Константину Великому, патриарху Августу”. Вдохновленный своей божественностью и величием духа, он использовал свою армию, чтобы спасти страну от тирана и его приспешников с помощью справедливой военной силы.
Надпись на восточной стороне арки посвящена 10-летию правления Константина, а надпись на западной стороне посвящена папе Клименту XII (Clemens PP. XII), который организовал восстановление этого древнего объекта в 1731 году.
Барельефы на боковых стенах и центральной арке первоначально были частью фриза, обрамляющего великое здание Форума Траяна.
Каменные плиты выполнены из пентелийского мрамора, добываемого в Греции и известного как материал афинского Акрополя.
На восточной и западной изображены эпизоды битвы с данами, с Траяном на коне (образ освободителя города) и в окружении римских богинь и Победы (образ основательницы мира).
Тондо
Круглое резное изображение называется тондо, от латинского tondere, что означает “закруглять”.
Арка императора Константина украшена этими элементами, создающими определенную линию движения в композиции по кругу, придавая изображению мягкость и даже музыкальность.
Тондо над боковыми пролетами имеет диаметр 2,4 м и относится к периоду правления императора Адриана, изображая сцены охоты на львов и медведей, а также жертвоприношения богам Аполлону, Гераклу, Сильвану и Диане.
Голова Адриана была заменена головами Константина, Констанция I Хлора (Флавий Валерий Констанций) и Лициния (Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний), когда арка была установлена. Примечательно, что они были заменены.
Тондо на боковой стороне арки относится ко времени Константина и изображает триумфы императора как связь с космосом.
На восточной стороне солнце изображено в виде Аполлона, поднимающегося из моря на своей колеснице, а на западной стороне луна изображена в виде Дианы, погруженной в волны.
Фриз
Нижняя часть арки императора Константина обрамлена фризом времен ее строительства. С художественной точки зрения рельеф этой декоративной части значительно уступает более ранним фрагментам классической образности и даже выглядит примитивным.
Главная ценность таблички заключается в многочисленных деталях константиновского периода и в том, как она изображает связь между античным и средневековым искусством.
Рельефы изображают панораму событий, разворачивающихся на западной стороне арки.
Здесь изображены император, выезжающий из Милана на своей колеснице, штурм Вероны, битва при Понте-Мурбе, его триумфальное возвращение в Рим после победы над Максенцием, а также сцены добродетели и щедрости.
Восточный мелкий рельеф сильно поврежден, и неизвестно даже, кто его нарисовал.
Итальянский писатель Лоренцино Медичи, известный как Лоренцаччо, прославившийся своей яростной оппозицией тирании, попытался бросить вызов своему дяде, папе Клименту VII (Clemens PP. VII), снеся голову Константину; он был изгнан из Рима в 1530 году. долгое время скитался по Европе и был убит наемным убийцей в Венеции, где и скончался.
Другие барельефы
К этому же периоду относятся рельефы на базах колонн времен Константина, изображающие Викторию, богиню победы, и римских солдат и военнопленных.
Рельефы в полости свода главной арки также относятся к тому же периоду и изображают богиню победы, парящую с военными трофеями и путти, символизирующими времена года. В углублениях боковых нефов изображены статуи речных богов.
Арка Константина – один из самых ярких символов, напоминающих о великой Римской империи; в 1960 году этот древний памятник оставил свой след в истории современных Олимпийских игр.
Она стала финишной чертой марафона, который выиграл эфиоп Абебе Бикила, пробежавший всю дистанцию босиком. Любителям бега рекомендуется прочитать о традиционном римском марафоне.
Проезд
Арка Константина находится недалеко от Колизея и Римского форума. Ближайшая станция метро – Colosseo на линии B. Трамвай N3, который идет прямо от станции Roma Trastevere, останавливается неподалеку.
До арки также можно дойти пешком. Прогулка от Алтаря Отечества (Il Vittoriano) до улицы Via dei Fori Imperiali занимает 20 минут, а до Большого цирка – 10 минут.