В 18 веке художник Джамбаттиста Тьеполо жил в Удине, где он достиг своей художественной зрелости. Сегодня его шедеврами можно полюбоваться в галерее Тьеполо (в Патриаршем дворце), Кафедральном соборе и церкви Непорочного зачатия.
Сегодня Удине открыт для инноваций, но традиционный облик города сосредоточен на старых тавернах и остериях, где местные жители наслаждаются бокалом вина в атмосфере дружеского застолья.
Фирменные фриульские блюда, культурные мероприятия и традиционные фестивали, музеи на любой вкус – в Удине есть все.
Пьяцца делла Либерта
Пьяцца делла Либерта – самая старая площадь в Удине. Она является центром города и отправной точкой для многих исторических и культурных туристических маршрутов. Пьяцца делла Либерта с ее гармоничным сочетанием зданий эпохи Возрождения считается самой красивой венецианской площадью за пределами лагуны.
Площадь расположена у подножия холма, на котором находится замок Удине, и много раз меняла свое название. В средние века площадь называлась Винным рынком; в 1350 году она была переименована в площадь Комуне, так как здесь располагался городской совет; в 1550 году, уже под венецианским владычеством, она была названа в честь Контарлены, одного из губернаторов, а в 1866 году весь регион Фриули стал частью Королевства Италия. Когда она была переименована в честь Виктора Эммануила II. Однако нынешнее название появилось только после Второй мировой войны.
Пьяцца делла Либерта украшена несколькими интересными зданиями. Например, элегантный Палаццо Лоджия Лионелло, венецианский готический дворец, вымощенный белым и розовым мрамором. На другой стороне площади, на возвышенности, находятся портик и часовня Сан-Джованни. Они были построены между 1533 и 1535 годами по проекту Бернардино да Моркорто, а часовня теперь посвящена всем тем, кто погиб в итальянских сражениях.
Рядом находится часовая башня, построенная Джованни да Удине в 1527 году и украшенная двумя мавританскими статуями. Далее находится арка Боррани, спроектированная Андреа Палладио. Арка с рустами увенчана львом Святого Марка и ведет прямо к городским укреплениям. Между Лоджией Лионелло и аркой Боррани находится Памятник мира, воздвигнутый Наполеоном в 1819 году в честь подписания Кампоформидского договора.
Напротив этого памятника, на краю площади, находится монументальный фонтан работы Каррары эпохи Возрождения. Также на площади находятся две колонны – Святого Марка (основана в 1539 году) и Правосудия (1614 год). Между колоннами, напротив Лоджии Лионелло, находятся две статуи Геркулеса и Каксуса (ласково называемые местными жителями Флорентом и Вентурином).
Соборы
Кафедральный собор Удине – главная и самая впечатляющая церковь Удине. Он расположен на площади Пьяцца Дуомо, в нескольких шагах от главной улицы старого города.
Строительство началось в 1236 году патриархом Бертольдо на месте церкви Сан-Джироламо; в 1257 году здание церкви было посвящено в честь святого Одорико; в 1335 году собор был расширен, и патриарх Бертрандо ди Сан-Дженезио начал строительство капеллы Благовещения, а все здание было названо Санта-Мария-Маджоре. В 14 веке был добавлен боковой неф, а в 16 веке Доменико Росси и студия Аббондио реконструировали весь собор в стиле барокко.
В 20-м веке фасад был восстановлен в стиле 14-го века, и слияние романского и готического стилей можно наблюдать и сегодня. Наиболее яркой особенностью кирпичного фасада являются Ворота искупления, чье оформление напоминает о ряде важных христианских тем.
Рядом с собором возвышается мощная колокольня, построенная Кристофоро да Милано в 1441 году. По замыслу художника, она должна быть элегантной и высокой, со статуей Богородицы на вершине, достигающей высоты колокольни замка со статуей ангела, символизируя тем самым Благовещение над городом.
На первом этаже колокольни находится музей собора, посвященный фигуре Бертрандо ди Сан-Дженсио.
В интерьере собора преобладает стиль барокко. Поражают воображение величественный пресбитерий и шедевры некоторых ведущих мировых художников. В капелле Сантиссимо находятся картины Тьеполо. Церковь также украшают работы Порденоне, Пеллегрино да Сан-Даниэле, Торретти (мастера Кановы), Доменико да Тормеццо и Дориньи.
Оратория делла Прита
Эта оратория находится к югу от собора в Удине, в перестроенном театре 17 века, предназначенном для развлечений и далеком от духовной жизни. Патриарх Даниэле Дельфино не очень любил это место, считая его местом “покоя и роскоши”. Поскольку театр находился неподалеку, патриарх решил купить его и превратить в религиозный центр.
В нижней части была построена церковь, а в верхней – ораторий для девочек. Интересен интерьер участка, созданный Джамбаттистой Тьеполо и его сыном Джандоменико. Первый написал Непорочное зачатие на главном алтаре церкви и Вознесение Девы Марии на потолке в окружении Ангелов Славы.