Со времен графа Гвидантонио из Монтефельтро он переживал свой культурный и художественный расцвет, здесь работали братья Салимбени – Лоренцо и Якопо; в 1422 году родился сын графа Федерико, который перенял дело отца. При нем Урбино стал одним из крупнейших городов эпохи Возрождения.
Весь город находится в гармонии с окружающим ландшафтом, так что просто гулять по улицам и площадям Урбино – все равно что смотреть на великолепный и замысловатый памятник. Здесь также иногда можно найти замечательные уголки, чтобы полюбоваться видами гор и холмов, а также домами, церквями и другими зданиями, которые умело расположены в городе. Кроме всего прочего, в Урбино находится один из старейших университетов Италии, и это не только туристический центр, но и довольно оживленный город с молодым населением.
Римское поселение Урвинум Метауренсе возникло во время войны между остготами и византийцами и в 538 году перешло под контроль полководца Велисария; в 756 году франкский король Пипин пожаловал своему союзнику Стефану II земли в центральной Италии, включая Урбино, и Урбино был создан как новый город. Урбино стал частью вновь созданной церковной территории. Впоследствии в городе была образована свободная коммуна, но примерно в XII веке она потеряла власть и перешла под контроль семьи да Монтефельтро.
Здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанцы Педро Вергете и Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. работали здесь. Здесь были написаны знаменитые трактаты по математике и архитектуре, о перспективе и кодексе поведения придворных, обсуждались концепции гуманизма и идеального города. Огромная библиотека и коллекция произведений искусства герцога сделали его дворец еще более роскошным.
Вскоре после смерти Федерико произошло чрезвычайно важное для истории Урбино событие: 28 марта 1483 года у художника Джованни Санти родился первый сын Рафаэль, один из величайших художников всех времен. Российский искусствовед Павел Муратов в книге “Образ Италии” писал: “Воля великого Федерико, создавшего из далекого горного городка прибежище легендарной музы, забыла все другие его заслуги перед историей и только одно, что созданный им Урбино родил Рафаэля можно помнить”, – писал он. Для Рафаэля Урбино был больше, чем просто домом, а изысканная атмосфера и мирный пейзаж герцогского двора, где он жил до 16 лет, по-видимому, оказали решающее влияние на развитие его таланта.
В последующие века Урбино находился в орбите папского двора. Большая часть герцогского искусства была отправлена в Рим и Флоренцию. Последний период процветания Урбино пришелся на начало XVI века, точнее, на время папства Климента XI, который также был уроженцем этого региона. В этот период было восстановлено множество дворцов и церквей; сто лет спустя архитекторы, в том числе Джузеппе Валарио, перестроили старый город с несколькими новыми улицами и центральной республиканской площадью, облегчив местным жителям передвижение и не исказив облик города.
С 1797 по 1800 год Урбино был оккупирован немецким правительством. Урбино был оккупирован французами, которые конфисковали больше шедевров и вывезли их в музей Брера в Милане и Лувр; в 1860 году Урбино стал частью Королевства Италия.
Во время Второй мировой войны Урбино не подвергался бомбардировкам, как другие итальянские города. Его уникальное архитектурное и ландшафтное наследие осталось нетронутым.
Он использовал современные методы для восстановления нескольких зданий в историческом центре, включая Палаццо Дукале, и разработал интересный проект в духе современной архитектуры для местного университета.
Палаццо Дукале (Палаццо Дукале)
Символ Урбино и роскошная резиденция его мудрых правителей, дворец был построен в несколько этапов, начиная с 1454 года. Сначала работой руководили флорентийские архитекторы, затем Лучано Лаурана из Далмации, Франческо ди Джорджио и, наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжалось почти столетие, и намерения владельцев несколько раз менялись. В результате получилось асимметричное здание, но оно не лишено гармонии и хорошо вписывается в ландшафт. Герцогский дворец Урбино по праву считается одним из шедевров итальянской архитектуры.
Он заслуживает особого упоминания не только своим внешним видом, но и роскошным интерьером. Его можно совместить с посещением Национальной галереи региона Марке, где хранятся картины эпохи Возрождения, такие как “Ослабление Христа” Пьеро делла Франческа и “Дева Сенигаллии”, “Немая” и “Святая Екатерина Александрийская” Рафаэля. Стены покрыты резными деревянными панелями по мотивам картин различных известных художников, от Боттичелли до Браманте, и имитируют полки, ниши и заполненную книгами мебель. Это оптическая иллюзия, созданная с большим мастерством. Раньше здесь были портреты важных людей (философов, ученых, врачей), написанные Ван Гентом и Бергетом, но 14 из 28 картин были возвращены во Дворец, а остальные находятся в Лувре.
Дом Рафаэля
Рафаэль родился в доме, который сейчас обозначен под номером 57 в соответствии с его именем. Дом был построен в 14 веке и был домом его отца Джованни, художника и поэта. Некоторые комнаты украшены собственными картинами Джованни и репродукциями работ его знаменитого сына, но главное сокровище дома – Мадонна ди Санти, считающаяся первой из серии мадонн Рафаэля. Некоторые части дома обставлены как в музее, включая подлинную кухню и внутренний двор с колодцем.
Дуомо
Собор Урбино, примыкающий к герцогскому дворцу, был основан в 11 веке, перестроен в 15 веке, а затем, к сожалению, разрушен землетрясением в 1789 году, но в 1801 году было возведено новое здание в неоклассическом стиле по проекту Владье. Фронтон содержит пять статуй добродетелей и святых, а интерьер выполнен в форме латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, с большими окнами, пропускающими много света. Правый неф украшен двумя картинами Святого Себастьяна и Святой Цецилии, написанными ведущим художником маньеризма Федерико Бароччи.
Его работа “Тайная вечеря” также висит в капелле Сакраменто.
Церковь Сан-Доменико
Эта церковь 14-го века, расположенная рядом с Палаццо Дукале, имеет готическо-ренессансный экстерьер и барочный интерьер. Фасад церкви украшен глазурованными люнетами из терракотового травертина работы Луки делла Роббиа (это копия, оригинал находится в Палаццо Дукале). В апсиде находятся два цикла древних фресок, которые сейчас хранятся в Национальной галерее провинции Марке.
Ораторий Иоанна Крестителя
Этот небольшой храм знаменит своими великолепными фресками Лоренцо и Якопо Салимбени, написанными между 1415 и 1516 годами. Фреска за главным алтарем изображает распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.
Ораторий Сан-Джузеппе
Ораторий, построенный в 16 веке на средства семьи Альбани, представленной папой Климентом XI; перестроен 100 лет спустя. Фрески, выполненные Карло Конкалли, богато украшены сценами из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и его бегство в Египет; две алтарные колонны из красного порфира заимствованы из Пантеона, а мраморные статуи святого – из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Скульптуры взяты из Пантеона. Очень ценна сцена Рождества Христова 16 века, выполненная местным скульптором Федерико Брандини.
Церковь Сан-Франческо
Построенная в 13 веке и капитально реконструированная в 1742 году, она является одной из главных церквей города. Сохранились фрагменты фрески, изображающей распятие Христа, выполненной братьями Салимбени, и алтарный образ “Прощение Ассизи” Федерико Бароччи. Здесь похоронены некоторые из самых выдающихся художников и ученых Урбино, включая отца Федерико, графа Джудантонио да Монтефельтро, Джованни Санти и его жену Маггию Чарла.