Деятельность дожа подвергалась строгому контролю. Дожу Венеции не разрешалось самостоятельно принимать иностранных послов, открывать переписку или владеть собственностью за пределами Венецианской республики. Доходы дожа строго контролировались, а все полученные подарки становились собственностью мэрии. Эта борьба с коррупцией власти существовала в Венеции с раннего Средневековья. Кроме того, у дожа не было личного телохранителя.
Хотя формально Венецианская свободная республика была частью Византийской империи, она была автономной и объединяла в своих городских стенах различные религиозные секты, национальные традиции и искусство. Столица, Венеция, была прогрессивным и толерантным (в лучшем смысле этого слова) средневековым городом. Здесь вместе жили и работали итальянские римляне, немцы и славяне. В средневековой демократической Венеции проводились праздничные “парады рабочих”, на которых ремесленники из каждого города представляли на параде свои скрады (школы, мастерские).
Однако в выборах дожа принимали участие только дворяне республики, которые составляли Большой совет, принимавший политические решения в жизни города. Здесь имущественный ценз имел большое влияние. Венецианская демократия не была такой “демократичной”, как в средневековых скандинавских или германских городах.
Первый дож Венеции, Павел Луций Анафест, был избран в 697 году. Согласно легенде, первый правитель Венеции сам пожелал быть избранным из числа 12 знатных семей Венеции, чтобы продемонстрировать независимость своей власти.
По другой версии, Орсо Ипато стал первым дожем в 726 году, но его попытка унаследовать титул вызвала недовольство среди других влиятельных семей города. Орсо Ипат был убит через десять лет после своего правления.
До 11 века борьба за власть дожей вряд ли была демократичной, это был мир убийств и интриг, похожий на “Игру престолов”. Например, из 26 дожей с VII по X век шесть были убиты, трое ослепли, четверо были сосланы, а двое закончили свою жизнь в тюрьме.
В 1071 году, после изгнания дожа Пьетро Вальволано, были проведены всенародные выборы. Люди вышли на улицы города и стали кричать “Domenicum silvium volum et laudamus” – “Я желаю Доменико Серво”. Знатные горожане обнимали будущего дожа и шли в собор Святого Марка, а Доменико Серво, босой и в простой нижней рубашке, преклонял колени перед народом и надевал парадный халат дожа.
В XII веке Большой совет разработал сложную процедуру пожизненного избрания дожа.
Выбор членов Большого совета, которые участвовали в голосовании и избирали дожа, был похож на лотерею.
Согласно легенде, для выборов изначально был создан специальный бюллетень (balote), который вытягивался из урны для голосования. На металлических шариках, неразличимых на ощупь, были написаны имена избирателей, и их подсчитывали деревянной ручкой, чтобы предотвратить подмену. Название венецианских шаров дало начало современному термину “избирательный бюллетень”.
Затем шары были заменены листами бумаги. Совет выбирал 11 выборщиков путем жеребьевки и голосовал за дожа из их числа. Правила выбора выборщиков частично менялись после каждых выборов, чтобы исключить возможность подкупа.
В “Истории Венецианской республики” Джона Норвича описывается сложный процесс венецианских выборов.
В день, назначенный для выборов, самый молодой сенатор Синьории должен был молиться в базилике Святого Марка. Позже, выходя из базилики, он останавливает первого встречного мальчика и ведет его во Дворец дожей, на заседание Большого совета, на котором присутствуют все члены, кроме тех, кому еще не исполнилось 30 лет.
Мальчик, которого звали Баротино, вытянул из кувшина бумажную лотерею. После первого тура этой лотереи совет выбирает 30 членов. Девять из них будут голосовать за 40 кандидатов, причем каждый из 40 должен получить не менее семи голосов; эти 40 кандидатов снова будут сужены до 12 путем лотереи.
Затем эти 12 выбирают 25 членов, число которых снова сокращается до 9. Эти 9 должны были проголосовать за 45 кандидатов, каждый из которых должен был получить не менее 7 голосов, но из этих 45 бюллетеней избиратель вытаскивал бумажку с 11 именами. 11 голосовали за 41 члена, каждый из которых должен был получить не менее 9 голосов в пользу своего кандидата. Они должны были получить не менее 9 голосов в пользу каждого. Эти 40 человек в конечном итоге выбирали дожа.
Сначала они посетили мессу, где каждый из них дал клятву действовать честно и справедливо в интересах республики. Затем они были отрезаны от мира и заключены в тайную комнату во дворце. Затем за ними 24 часа в сутки следил специальный отряд моряков, пока дело не было сделано.
После всех этих приготовлений начались сами выборы. Каждый избиратель писал имя своего кандидата на листке бумаги и бросал его в урну. После того как бюллетени были вынуты, имена кандидатов были объявлены без подсчета поданных голосов. Один за другим листы с именем каждого человека опускались в отдельную урну для голосования.
Если в комнате присутствовал кандидат, он выходил из комнаты вместе с другими избирателями с таким же именем, а оставшиеся обсуждали кандидата. Затем кандидатов приглашают в комнату, чтобы они ответили на вопросы или защитились от обвинений. Проводится голосование, и если кандидат набирает необходимые 25 голосов, он или она становится дожем. Если проводится голосование и кандидат набирает необходимые 25 голосов, он становится дожем.
Эти сложные выборы могут занять более двух недель, и люди с тревогой ожидали результатов этого розыгрыша.
Победившего дожа представляли народу со словами “Это ваш дож, поступайте по-своему”, и глава Венеции торжественно приводился к присяге перед горожанами. Коронация дожа была особой церемонией.
Дож получал camauro ‘camauro’ (белый колпак) от самого младшего члена совета и zogia ‘zogia’ (церемониальную корону) от самого старшего”. Дожу было велено “принять корону Венецианского герцогства”. Присутствовавшие на коронации горожане дали понять дожу, что здесь он не король, а “слуга народа”.
Люди окружили нового дожа и позволили ему “сорвать одежду со своих спин”. Таким образом, дожу дали понять, что он “человек послушания и милосердия”. Дож подошел босиком к алтарю, принес клятву и получил знамя Святого Марка. Затем ее одели в новое платье, усадили на пуццетто и торжественно пронесли по площади. Дож бросил монету, после чего вошел во дворец дожа и поприветствовал своих подданных. Тем временем делегация поспешила к его дому, чтобы сообщить новость его жене. Джон Норвич пишет о коронации дожа. После этого они проводили ее в ее новый дом”.
Французский хронист Мартино описывает торжественные состязания на площади Святого Марка в день выборов, известные как “место, которое стоит во всем мире”:
“На площади был воздвигнут павильон, покрытый шелком, а сама площадь была богато украшена”. Красивые женщины и девицы входили в павильон, а другие собирались у окон дворца. Монсеньор дожа шел пешком от базилики Святого Марка, за ним следовала вся венецианская знать. За этой процессией ехали всадники на великолепных конях и с дорогим оружием. Затем, под пристальным взглядом дам, начался турнир. О, ты, если бы ты был там, ты бы увидел прекрасный взмах меча…”. .
В демократических городах проходил парад ремесленников, которые делились на отряды в соответствии с видом ремесла, которым они занимались.
Джон Норвич так описывает парад рабочих:
“Парад возглавляли кузнецы с венками на головах, за ними шли меховщики в роскошных одеждах из ласок и горностаев, явно неуместных в погоду конца июля.
Портные шествовали в костюмах белого цвета с малиновыми звездами. Они пели под аккомпанемент собственного оркестра.
За ними шли ткачи, стегальщики, изготовители сандалий, золотой парчи, торговцы шелком и стеклодувы. Птиц выпускали из клеток.
Первым в воображении появился цирюльник, которого вели два рыцарских всадника и четыре “очень странно одетые женщины”.
Они сошли с козел перед дожем и представились. “Ваше величество, мы два рыцаря. Мы путешествовали по миру в поисках удачи. После многих опасностей и приключений мы заполучили четырех прекрасных женщин. Если при вашем дворе найдется рыцарь, готовый рискнуть своей шеей, чтобы заполучить этих странных женщин, мы готовы сражаться за них”. Но дож ответил: “Если вы принимаете этих женщин с распростертыми объятиями, и если они сами хотят завоевать их, пусть сделают это с помощью Бога”. При дворе дожа этим женщинам оказывались все почести, и никто не мог устоять перед ними.
Традиционная шляпа дожа (Corno Ducale) была заменена главой венецианского государства во время торжественной пасхальной процессии, которая каждый год заканчивалась в монастыре Сан-Заккариа. Настоятель монастыря приветствовал герцога и торжественно вручал ему новую шляпу, вышитую монахинями. Шляпа была сделана из парчи и украшена золотой вышивкой.
Венеция была морским государством, и дож часто участвовал в церковных церемониях, направленных на защиту моряков.
В IX веке торжественная процессия кораблей, празднующих победу дожа Пьеро II Орзео на море, подошла к острову, где находилась церковь Святого Николая, покровителя моряков. Священник окропил дожа и его гостей святой водой, прочитав благодарственную молитву, после чего оставшаяся святая вода была торжественно вылита в море.
Традиция “Свадьбы на море” зародилась в конце X века, когда папа Александр III посетил Венецию, чтобы поблагодарить венецианскую армию за помощь в битве против Фридриха Барбароссы. Во время торжественной морской процессии Папа произнес благодарственную молитву и бросил в море кольцо со словами “в знак истинного и вечного суверенитета”. С тех пор эта церемония проводится дожем Венеции.
Венеция – сказочный город, где никто не может остаться равнодушным. Сначала было солнечно, но потом постепенно стало пасмурно. Как всегда, “гости из Петербурга всегда портят погоду”.