История итальянской оперы: Обзор

Родиной оперы является Италия. Флорентийские поэты и музыканты стремились объединить поэзию, музыку и театр, возродить античную драму и создать всеобъемлющий вид искусства, способный достоверно выразить человеческие эмоции. Флорентийские поэты утверждали превосходство поэзии над музыкой, отвергали средневековую полифонию и предлагали новый гомофонно-речитативный стиль. По мнению Асафьева, флорентийский речитатив пасторале был своего рода “пророческой книгой” оперы.

Итальянская опера

В первой половине XVII века опера развивается как жанр и приобретает новые направления. В Мантове, Риме и Венеции в 30-е годы XIX века были открыты первые в мире постоянные оперные театры, привлекавшие все большую аудиторию. На смену камерной музыке во Флоренции пришел яркий театр, в то же время музыка стала превалировать над текстом, а декламационный стиль постепенно сменился кантиленой.

Произведения двух выдающихся композиторов, Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725), являются венцом итальянской оперы XVII века.

Монтеверди написал свои лучшие произведения в Венеции после работы в Мантове. Монтеверди был первым великим оперным композитором, который принес на театральную сцену сильный характер и великую страсть. Он дал опере множество новых средств музыкальной выразительности. Он сочетал мелодичные декламации с кантиленой, подчиняя мелодию, гармонию и оркестровку идеям пьесы. Монтеверди опередил свое время и ориентировался на реалистический музыкальный театр.

Впоследствии в постановках итальянских композиторов постоянно подчеркивался драматизм, а роль виртуозного пения в оперной музыке становилась все более значительной.

Развитие итальянской оперы в конце XVII и XVIII веков связано с блестящим расцветом вокальной музыки: творчество А. Скарлатти заложило основы знаменитой неаполитанской школы, сменившей в XVII и XVIII веках господствовавшую ранее венецианскую школу. Неаполитанская школа унаследовала опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров и использовала их творческие достижения.

Жанр итальянской оперы родился в Неаполе, где музыка преобладала над текстом, были определены вокальные формы и искусство пения достигло своего зенита. Великие итальянские певцы прославились на весь мир не только своими прекрасными голосами, но и великолепной вокальной техникой, известной как бельканто. Однако в XVIII веке искусство бельканто постепенно становилось все более вычурным и виртуозным. Лучшие итальянские певцы обладали творческим талантом к импровизации, и при исполнении арий они варьировали арию и импровизировали каденции. Пытаясь подражать знаменитым мастерам бельканто, менее талантливые вокалисты часто отступали от своих законных художественных границ.

На композиторов также влияли певцы, увлекавшиеся виртуозностью. Композиторы часто включали в свои арии виртуозные украшения, чтобы удовлетворить вкусы публики и привычки своих певцов. В результате Скарлатти и его ученики постепенно утратили эмоциональную выразительность музыки. Виртуозные певцы стали доминировать в опере, отодвинув композиторов и сценаристов на второй план. Для того чтобы сочинить оперу, необходимо было, прежде всего, обеспечить “эффектные номера”, отвечающие вкусам публики.

Алессандро Скарлатти

Композиторы неаполитанской школы, даже в период своего расцвета, имели мало общего с драматургией. В так называемых “серьезных” операх (opera seria), созданных в Неаполе, чередовались арии и речитативы, причем ансамбль не играл значительной роли, хор присутствовал редко, арии и дуэты выражали эмоции главного героя, а речитативы в основном повествовали о ходе событий и драме. По мере роста могущества великих певцов интерес к драматическому содержанию становился все меньше и меньше. На развитие оперы seria повлияли вкусы придворных драматургов. Фабулы оперных либретто часто тривиализировались, превращаясь в бессмысленные любовные интриги.

Мифологические, средневековые героические и пасторальные темы и сцены служили лишь обрамлением для блестящих виртуозных арий. Безразличие исполнителей и зрителей к стилистическому единству музыки нашло отражение в распространении в 1820-х годах опер, в которых все действия были написаны разными композиторами. Такие оперы были известны как “пастиччос”.

В XVIII веке и поэты, и композиторы неоднократно предпринимали попытки усилить драматургию “серьезных” опер. В качестве примера можно привести поэтов А. Дзено и Пьетро Метастазио. Однако “Зено” и “Метастудио”, как и их предшественники, исходили не из драматических требований оперы, а из установленной последовательности арий и речитативных эпизодов в каждом акте. Речитативные эпизоды, в частности, представляли собой формальные интерлюдии между вокальными партиями. Во время речитатива зрители обычно громко разговаривали или покидали зал, чтобы поесть или поиграть в карты.

Нельзя сказать, что среди итальянских композиторов не было серьезно мыслящих художников: в конце XVIII века, в эпоху итальянского Просвещения, усилилось стремление поднять художественные стандарты “серьезной” оперы, но в то время ни один итальянский композитор не хотел покидать общепринятую структуру оперы seria и и не хотел отказываться от пустой виртуозности арии.

Наряду с серьезной оперой в неаполитанской школе возникла и комическая опера (opera buffa). Со временем комическая опера (опера-буффа) распространилась по всей Европе, заменив “серьезную” оперу на сцене придворного театра.

Истоки итальянской комической оперы восходят к XVIII веку и развились из комических сцен и интерлюдий, использовавшихся в венецианских и неаполитанских операх того времени, которые представляли собой комедии на диалекте (основанные на народных идиомах), обычно исполнявшиеся с простыми песнями. Комическая опера как жанр утвердилась в интермедиях Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) и достигла классической зрелости в конце века в произведениях Джованни Паизиелло (1740-1816) и Доменико Симорозы (1749-1801). Опера-буффа была формой оперы, которая была не только формой оперы, но и формой оперы. Опера-буффа была демократическим отголоском реакции против “серьезной” оперы, оторванной от жизни, и отвечала требованиям новой эстетики о конкретной связи искусства с настоящим.

 Джоаккино Россини

Итальянская комическая опера представляла на сцене веселые приключения современной жизни, высмеивая пороки и часто пародируя “серьезный” оперный жанр. В отличие от стилистического пафоса, виртуозных арий и невыразительного речитатива оперы seria, опера buffa противопоставляла комические и домашние темы, деревенские народные песни и бытовые мелодии, оживленные танцевальные ритмы и характерный речитатив, близкий к скороговорке народной диалектной комедии. В комической опере большое значение имели динамичные ансамбли, наполненные действием.

Впоследствии искусство расцвело благодаря талантливому композитору Джоаккино Россини (1792-1862), который продолжал создавать уникальные произведения на протяжении более двух десятилетий. Россини был талантливым композитором, который продолжал создавать уникальные произведения на протяжении более чем двух десятилетий и заслуживает особого упоминания.

Среди них – “Севильский цирюльник”, который, как говорят, он написал всего за 20 дней. Среди других заметных произведений – “Танкредо” и “Итальянец в Алжире”. Гаэтано Доницетти (1797-1848) – композитор, внесший большой вклад в итальянскую оперу, оставив после себя 74 произведения.

Он родился в бедной семье, прошел трудный жизненный путь и получил достойное образование, прежде чем стать знаменитым. Среди основных произведений Доницетти – “Анна Болейн”, “Цыганка” и “Лючия ди Ламмермур”.

Другим талантливым итальянским композитором был Беллини (1801-1835). Он написал одиннадцать опер в стиле бельканто. Среди самых известных его произведений – “Норма”, “Водяные лилии”, “Пуритане”, “Пираты” и “Незнакомка”.

К сожалению, этот знаменитый мастер умер в молодом возрасте 34 лет; почти на 100 лет его творчество было забыто, но после войны Монтсеррат Кабалье и Мария Каллас подарили ему вторую жизнь. Следующим самым известным итальянским оперным композитором был Джузеппе Верди (1813-1901).

Он написал такие шедевры, как “Риголетто”, “Травиата”, “Бал масок”, “Аида” и “Отелло”, не только для оперных театров Италии, но и для Парижа и Санкт-Петербурга.

Композиторы обогащали свои оперы идеями, особыми драмами и сильными характерами. Новым этапом в этом искусстве стал “правдизм”, выражение жизни без прикрас.

В сюжетах стали появляться картины жизни простых людей. Масканьи (1863-1945) стал отцом оперы в духе веризма. Яркий, харизматичный и всегда хорошо одетый, он имел успех не только в Европе, но и за ее пределами.

Сельская честь

Среди его самых известных произведений – “Сельская местность”, “Маска”, “Жаворонок” и “Нерон”, он также писал музыку к немым фильмам.

Леонкавалло (1857-1919) был мастером веризма, как и его опера “Паяцы”. Это жестокая история об убийстве жены и ее любовника странствующим актером. Композитор был свидетелем преступления, а его отец был судьей, который приговорил убийцу к 20 годам.

После изобретения звукозаписи он записал свой шедевр на грампластинку. Наконец, еще один знаменитый композитор, о котором стоит упомянуть, – Пуччини (1858-1924). Благодаря операм “Богема”, “Мадам Баттерфляй”, “Манон Леско”, “Тоска” и “Женщина с Запада” его имя навсегда останется в истории.

Мастер умер в 1924 году, став последним великим мастером итальянской оперы. Стоит также упомянуть о талантливых певцах, которые сделали итальянскую оперу всемирно известной.

Знаменитые певцы-теноры

Энрико Карузо, Андреа Бочелли, Лучано Паваротти, Франко Корнелли, Джованни Мартинелли, Марио Ланца, певица Рента Тебальди, Мария Канилья, Кардия Муцио, Аделина Патти – это длинный список итальянской оперы. Это лишь неполный список великих теноров.

В 19 веке это музыкальное направление возникло почти полностью и продолжало шествовать по мировой сцене. Многие оперные театры, такие как Ла Скала в Милане, Театр Комунале, Театр Сан-Карло и Театр дель Опера ди Рома, на протяжении многих лет остаются лучшими оперными театрами мира.

Оперный театр

Кроме того, итальянской оперой можно насладиться в 60 театрах по всей Италии. Театры есть в большинстве крупных городов, и если вы купите билеты, то сможете насладиться великолепными представлениями и прекрасной музыкой.

Однако купить билеты на концерты может быть непросто, поскольку любителей этого вида искусства довольно много. Летом и осенью в нескольких итальянских городах проходят фестивали.

Артем Романо

Привет, меня зовут Артем Романо, я наполовину русский, наполовину Итальянец, в Италии живу большую часть моей жизни, это прекрасная страна для путешествий и моя родина, именно поэтому я создал этот сайт-путеводитель по Италии, чтобы помогать полезной информацией путешественникам! Лучшая ваша благодарность, это ваша оценка или опыт в комментариях! Надеюсь вам понравятся Итальянцы, успехов вам!

Оцените автора
Italy4me.ru - Сайт об Италии
Добавить комментарий: